КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ

Я не дам вам готового плана. Я покажу, как составить план самостоятельно, исходя именно из ваших запросов. Следуя этому алгоритму, вы всегда сможете составить или откорректировать свой индивидуальный план занятий с учётом возраста вашего ребёнка, его способностей и интересов, поставленных вами перед собой целей развития ребёнка, ваших ресурсов и возможностей.

 

АЛГОРИТМ:

1.Определите «предметы», которыми будете заниматься.

1)Составьте себе список всего, что вспомните, подходящее для возраста вашего ребёнка.

 

 

Например:

  • Математика
  • Развитие речи
  • Окружающий мир
  • Чтение
  • Логика
  • Иностранный язык
  • Художественный труд
  • Физическое развитие
  • Мелкая моторика
  • Музыка
  • Сенсорика
  • Конструирование
  • Сюжетно-ролевые игры
  • И т.д.

2)Пронумеруйте «предметы» в порядке значимости для вас (расставьте приоритеты).

3)Оптимизируйте список. Подумайте, может быть, от чего-то вы откажетесь совсем.

Посмотрите, нельзя ли некоторые из них объединить. Например: развитие речи + чтение, математика + логика и т.д.

 

2.Свяжите своё планирование с временными периодами (неделя, день, занятие. См. статью «Мои выводы о планировании»). То есть подумайте и рассчитайте свои временные ресурсы и силы:

  • Сможете ли вы подготовить каждый раз целую тематическую неделю
  • Или у вас какой-то теме будет посвящён только один день
  • Или вы вообще не станете ограничивать себя определённой темой, а будете просто брать интересные задания и игры по «предмету»
  • Сколько времени будет занимать ваше занятие и будет ли оно проводиться целиком или частями, в какое время дня (учитывая биоритм ребёнка).

В дальнейшем, позанимавшись какое-то время по готовому плану и оценив его эффективность, вы сможете при необходимости изменить любой из этих критериев.

 

3.Выберите один из подходов к планированию:

1)Один день – один «предмет»

2)Каждый день – все «предметы»

3)Комбинированный

 

1)Если вы выбрали «один день – один «предмет»:

  • Посмотрите, укладываются ли отобранные вами «предметы» в семь дней. Если нужно, то объедините схожие или, наоборот, разделите какой-то на два близких, но разных.
  • Составьте план на неделю, в какой день каким «предметом» будете заниматься. Учитывайте биологический ритм вашего ребёнка! Обычно пн. – раскачка, но всё же довольно продуктивный день, вт., ср. – очень активные, продуктивные дни, чт. – некоторый спад активности, пт., сб. – повышение активности, вс. – снова спад. Но, конечно, всё индивидуально.
  • Итак, теперь у вас на каждый день записан только один предмет. Осталось по каждому «предмету» расписать подтемы и виды деятельности.

Пример с развитием речи я уже приводила (см. статью «Мои выводы о планировании»). Ещё пример, математика (конечно, здесь далеко не все возможные подтемы и виды деятельности; кроме того, здесь приведены виды деятельности для разных возрастов и уровней развития, как совсем простые, так и посложнее):

 

Подтема:

Виды деятельности:

счёт предметов

Показывать поочерёдно каждый предмет пальцем, не пропуская и не показывая дважды

Показывать, где один предмет, а где много

Повторять за мамой слова «один», «два» и т.д.

устный счёт (прямой и обратный)

Повторять за мамой счёт 1-5 и 5-1 (можно по пальцам)

соотнесение числа и цифры

Считать предметы и называть их количество

Подбирать соответствующую карточку с цифрой

Называть цифры на карточках по памяти

Подбирать к карточке с цифрой пару с таким же количеством нарисованных предметов

Располагать карточки с цифрами 1-10 и в обратном порядке

измерения и величины

Показывать руками высоту, длину и величину предметов

Находить по просьбе большой и маленький предмет

Прикладыванием определять, какой из предметов больше/меньше другого

геометрические фигуры

Сортировать фигуры по форме

 

Выкладывать из фигур изображения (орнаменты или предметные фигурки: животные, постройки, транспорт и т.д.)

логика

Составление пар предметов по какому-либо признаку

Продолжение предложенной логической цепочки

Систематизация и группировка предметов по определённому признаку

 

2)Если вы выбрали вариант «каждый день – все «предметы»:

  • Распишите каждый «предмет» по подтемам и видам деятельности (см. пример с математикой выше).
  • На каждый день недели «набросайте» по одной подтеме из каждого предмета.

Например, сначала «раскидали» все подтемы из математики на все дни недели, потом – из мелкой моторики, потом из развития речи и т.д.

  • Ваш план почти готов. Осталось посмотреть, по сколько подтем теперь приходится на каждый день и сколько времени вы сможете уделить каждой из них, чтобы не перегрузить ребёнка.

Например, получилось по 8 подтем в день, на каждую хочется отвести хотя бы по 10 минут. В общей сложности получается 80 минут в день. Подумайте, как вы распределите это время в течение дня.

 

3)Если вы выбрали третий вариант – комбинированный:

  • Подумайте, будут ли у вас «предметы», обязательные каждый день (например, музыка, хотите отдать ребёнка в музыкальную школу). Вынесите эти предметы в отдельный список и впишите на каждый день недели.
  • Остальные «предметы» просто раскидайте по дням недели. В каждом «предмете» также пропишите конкретные подтемы и виды деятельности (см. таблицу с математикой).

 

Необязательные «предметы» лучше комбинировать в таких сочетаниях:

Стрелками разного цвета показано, как комбинировать их попарно на день, но можно использовать и все три группы в один день. Нужно только из каждой группы выбрать один «предмет».

Например:

Пн. – математика + мелкая моторика (+ физразвитие, если все 3 в один день);

Вт. – развитие речи + сенсорика (+ музыка);

Ср. – иностранный язык + конструирование (+ подвижные игры)

И т.д.

 

Что-то интеллектуальное:

Что-то для мелкой моторики:

Что-то подвижное:

Математика

Рисование

Физупражнения

Сенсорика

Подвижные игры

Внимание

Раскрашивание

Музыкальные игры, танцы

Память

Лепка

 

Логика

Аппликация

 

Развитие речи

Моделирование

 

Окружающий мир

Конструирование

 

Иностранный язык

Мелкая моторика

 

 

Пальчиковые игры

 

 

 

 

 

Вот, собственно, и всё. Осталось всё это оформить, как вам удобно (об этом – завтра!), найти материал и приступать к занятиям!

Категория: ДЕТИ | Добавил: СветЛана (13.01.2015)
Просмотров: 765 | Теги: занятия с ребёнком, планирование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar