КАК ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ

В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Но значение книг для ребенка очень велико.

Зачем нужны книги в раннем возрасте?

  • Они помогают развивать особую связь между ребенком и родителями.
  • Помогают познавать искусство слова и живописи, благодаря иллюстрациям.
  • Прививают навыки слушанья.
  • Помогают подготовить ребёнка к процессу обучения чтению.
  • Развивают кругозор и эмоциональную сферу, помогают развивать воображение.
  • Доставляют ребёнку удовольствие.

Но как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

В этой статье мы будем касаться формирования интереса к чтению не тех детей, которые уже читают, а малышей, не умеющих читать или только осваивающих этот навык.

 

Когда читать?

  • Как только ребёнок родился.
  • Выделять несколько минут, но каждый день, чтение на ночь.
  • Приучать ребёнка «ждать» время для чтения.
  • Читать в любом месте.
  • Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.
  • Не только выбирать время, когда ребёнок в хорошем расположении духа, но и утешать ребёнка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

 

Как читать?

  • С «выражением», по ролям.
  • Выбирать удобное место. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем детское внимание рассеивается.
  • Читать наизусть стихи, которые вам самим запомнились с детства.
  • Рассматривать книжки-картинки.
  • Давать возможность ребёнку самому «выбрать» книгу.
  • Перечитывать любимые книги.

 

Как развить читательский интерес?

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. Именно родители, читая ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию, показывайте ее ценность.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную книгу. Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста.

 

Как анализировать с ребенком прочитанный текст

♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

♦ Кто из героев тебе понравился?

♦ Почему?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Почему?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понра­вились больше всего?

♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

 

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

 

  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Пусть ребенок домыслит продолжение и расскажет вслух. А затем можно продолжить чтение.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома обсуждение прочитанных книг.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку. Пусть там будут книги не только маленького формата. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для более старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге. Учите брать книги чистыми руками, перелистывать страницы книг по одной, пользоваться закладкой. Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому у ребенка должны быть материалы и инструменты для ремонта книг. "Ремонтировать" книги можно всей семьей, организуя все в виде игры. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
  • Приобретайте ребенку игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге: игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком; лото или домино «Герои любимых сказок»; паззлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
  • Поощряйте читающего ребёнка.
  • Показывайте личный пример, читайте сами вслух и про себя. Читайте сами, дети должны видеть родителей читающими. Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности.
  • Сократите время просмотра телевизора.
  • Запишите ребёнка в детскую библиотеку, периодически берите книги, участвуйте вместе с ребёнком в библиотечных мероприятиях. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
  • Рисуйте по мотивам прочитанных книг. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
  • Не заставляйте ребёнка насильно читать!

 

Виды читательской деятельности, большинство из которых доступны ребёнку.

Чтение – слушание.

Чтение – разглядывание.

Чтение – общение.

Чтение – размышление.

Чтение – переживание.

 

Каждый возрастной этап развития ребёнка – это новый вариант формирования домашней библиотеки. Понимание родителями закономерностей развития ребёнка определяет логику подбора книг для чтения, помогает актуализировать ту или иную сторону содержания книги, значимую для него на данном этапе развития. Необходимо все время идти немного впереди, видеть перспективы, ориентироваться не только на сегодняшний уровень читательского и духовного развития ребенка, но и на завтрашний.

Времена меняются, а книга остается, она всегда играет важную роль в духовной жизни человека. Какое место она займет в душе ребёнка – зависит только от нас.

Категория: ДЕТИ | Добавил: СветЛана (10.01.2015)
Просмотров: 213 | Теги: вопросы, чтение, обсуждение, книги, интерес, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar